«МастАРТ» — галерея современного российского искусства | Основана в 2001 году

Репортаж газеты «Союзное вече» о выставке Марка Шагала

Поделиться

«Еще в детстве я был пленен Библией, мне всегда казалось, да и теперь кажется, что это величайший источник поэзии на все времена», - писал Шагал.

Заказ на офорты к Библии от французского мецената Амбруаза Воллара художник получил в 1920-е годы. Напечатать серию удалось лишь 40 лет спустя. За это время прошла целая жизнь - Вторая мировая перевернула судьбы людей. Более 30 гуашей и 60 офортов на библейскую тематику, выполненных художником после путешествия по Палестине, Сирии и Египту в 1931 году, публично сожгли по приказу Геббельса. В 44-м в Штатах, где спасалась от Гитлера семья Шагала, умерла несравненная Белла - главная муза, о которой он до конца дней говорил как о живой. Шагал с новой семьей вернулся во Францию. В 1952-1956 годах занялся библейскими иллюстрациями в технике черно-белой и цветной литографии.

Chagall60_Face_Israel.jpg

Мастер признавался: «Когда я брал в руки литографский камень или медную доску, мне чудилось, что у меня в руках талисман. Мне казалось, что я могу поместить на них все мои печали и радости…» Шагал иллюстрирует общеизвестные сюжеты, начиная с прародителей: он видит «Адама и Еву» исключительно в переливах изумрудных и алых оттенков. Зеленое Древо познания - все в красных яблоках, под ним первые мужчина и женщина, заключенные в одно тело.

«Рай» - на переднем плане изумрудный ослик, а на втором - те же персонажи. С тем же еще не съеденным яблоком, форма которого рифмуется с формой груди Евы. Вот над согрешившей Евой, тело которой полыхает красным, сокрушается зеленоликий Господь. И повсюду проглядывают козочки, ослики, птички, лошадки из витебского детства. После того как в 1973 году в Ницце во Франции был открыт музей «Библейское послание Марка Шагала», стали говорить, что ветхозаветные сюжеты в его творчестве занимают такое же место, как и витебские. Рай марка Шагала Уникальные библейские литографии знаменитого художника привезли в Москву Перед походом на выставку советую изучить основные сюжеты Ветхого Завета - их безумно интересно узнавать в творениях мастера. Здесь и Сара - первая из четырех прародительниц еврейского народа. И Рахиль, забирающая из отцовского дома идолов. И Агарь с Измаилом в пустыне. Есть и бедный Иов, о котором всем стало известно после звягинцевского «Левиафана». Особое внимание следует обратить на работу «Встреча Руфи и Ввоза».

Библейская праведница Руфь, которая, собирая колоски в поле, встретила земледельца Вооза. Кто может быть прототипом, как не прекрасная Белла! Увидеть ее черты можно и у Эсфири, взятой в дом к царю Артаксерксу. Кому-то в профилях царей чудится и сам Марк Захарович… «Библия содержит в себе высочайший идеал бытия человека на планете Земля. Если бы люди более внимательно читали пророков, они там могли бы найти ответы на самые разные вопросы бытия», - приглашает на выставку Марк Шагал.

Нина Катаева, газета Парламентского собрания союза Беларуси и России "Союзное вече", № 36 (627)