«МастАРТ» — галерея современного российского искусства | Основана в 2001 году

Репортаж телеканала «Культура» о выставке Аркадия Пластова «Урок ботаники»

Поделиться

Цветы на скатерти, на кувшинчике и в кувшинчике – Аркадий Пластов не единственный, кто считал флору живописной. Но из немногих, кто цветы писал почти ежедневно.

«Аркадий Александрович всегда в летнее время сначала на велосипеде, потом сын его на мотоцикле возил, уезжал в поля, в лес, писал этюды, неизменно набирал букеты цветов, цветы всегда были в доме», - рассказывает искусствовед Татьяна Пластова.

Татьяна Пластова и ее дочь – правнучка художника Арина - к открытию выставки на плечи накинули платки в цветах. Фотография самого Аркадия Пластова с букетом колокольчиков украшает выставочный буклет. Радостный и гармоничный, почвенный без противоречий, никогда не отрывавшийся от своих корней – родной деревни Прислонихи в Ульяновской области, Пластов писал цветы, которые держал в руках и видел ежедневно. Любил их с детства и знал по именам: царские кудри, медуница, купавы, колокольчики. Знания эти передал не только сыну – художнику Николаю Аркадьевичу Пластову – вот он – хоть и родился в тридцатых, копирует по настоянию отца икону, - но и внуку – тоже художнику – Николаю Николаевичу Пластову. Крепкий румяный малыш под присмотром деда окунает кисточку в розовую воду, пишет, что видит – цветы в литровой банке, и точно знает какие.

Николай Пластов вырос в Прислонихе подле Аркадия Пластова, у него учился кисть держать и видеть красоту вокруг. На этой выставке не только цветы узнает в лицо, но и тех, кто рядом. Его подруги по детским играм с букетами в руках, и прабабушка – Софья Васильевна фон Вик за пасьянсом – главный семейный садовник.

Куст жасмина, турецкую гвоздику спасли из близлежащей разоренной помещичьей усадьбы. Живут и цветут до сих пор. Наследники Аркадия Пластова – Николай и Татьяна – организовали в Прислонихе ассамблею художников «Пластовская осень», сохраняют в историческом виде не только сад, но и мастерскую, и дом художника. Издают наследие и проводят выставки. Эта - из их семейного собрания. Камерная, но о пластовском мире рассказывает многое. Ведь цветы: лесные, полевые, садовые, – есть чуть ли не на каждой хрестоматийной его картине: «Сенокос», «Полдень», «Ужин тракториста», и даже «Немцы идут». Подсолнухи, в которых скрываются крестьяне, он отрабатывал в этом этюде. Впрочем, здесь не только этюды, есть и совершенно самостоятельные произведения, многократно опубликованные.

Телеканал "Культура", Новости культуры. Эфир от 30.10.2012